Именно наука формирует принципы новой общественной жизни, которые приводят к повсеместному становлению цивилизации знания и риска и переходу к шестому технологическому укладу.
В Университете мировых цивилизаций разработана система научно- исследовательской деятельности (НИД), которая основана на проведении научных часов в соответствии с логикой формирования исследовательских и научных компетенций в системе высшего образования.
Базовыми целями при формировании исследовательских и научных компетенций в системе высшего образования на текущий момент являются:
- Поднять уровень освоения исследовательских и научных компетенций на новый уровень.
- Предложить новые организационные формы, которые позволят через освоение научных проблем в образовательных технологиях осуществить многостороннее объединение различных дисциплин, изучаемых в определённой предметной области.
- Освоить основные положения доминирующей в настоящее время научной парадигмы.
Типы деятельности, которые анонсируются на текущий момент осуществляемыми в университете мировых цивилизаций в процессе проведения научных часов
Учебно-исследовательская деятельность | Учебно-научная-исследовательская деятельность | Научно-учебно-исследовательская деятельность |
в процессе нахождения в образовательно-воспитательной сфере | в процессе научной деятельности | |
цель деятельности | ||
Развитие в основном исследовательских компетенций обучающихся, с их подготовкой и направленностью на научно-исследовательскую деятельности | Развитие с упором на научные компетенции обучающихся при наличии получения объективных локальных знаний. | Получение новых объективных научных знаний и (или) совершенствование субъективной реальности с учётом наличествующего образовательного потенциала личности |
значимость и новизна результатов исследования | ||
Субъективно значимое знание, субъективная новизна исследования, формирование мотивации к осуществлению исследовательской деятельности | Упор на объективно значимое знание, трансформацию субъективной новизны исследования в объективную новизну. | Получение знания с представлением его в объективно значимое знание, выделение объективной новизны исследования, которая вводится в учебный процесс по определённым технологиям |
характер деятельности | ||
Относительно самостоятельная и творческая деятельность, в значительной степени зависящая от качества научного руководства, имеющая «массовый» характер | Использование креативных и эвристических технологий для получения знания с учётом самостоятельной и творческой деятельности, в значительной степени зависящей от качества научного руководства, имеющая «индивидуальный» характер | Самостоятельная творческая либо персонализированная, либо коллективная (по технологиям типа «мозговой штурм») деятельность, в большей степени зависящая от качества субъекта деятельности (исследователя) |
цикл исследования | ||
Приобщение к исследованию обучающегося связано с охватыванием не всего цикла создания знания, а с акцентированием на отдельные этапы | Исследование имеет несколько фаз от охвата отдельного этапа цикл поиска нового знания до комплексирования и систематизации общих (полученных другими исследователями) результатов изысканий | Исследование может исходить из различной стадиальной приобщённости с общим представлением о всём «жизненном цикле»: от зарождения замысла до представления результатов |
субъект деятельности | ||
Развивающийся по заданным программам субъект деятельности, как правило с заданными и контролируемыми результатами деятельности | Развивающийся и самостоятельно ищущий субъект деятельности, как правило с незаданными или слабо заданными и контролируемыми результатами деятельности | Одновременно развитый и развивающийся, самостоятельно ищущий субъект деятельности, определяющий тенденции развития предметной области |
Структура тематического наполнения научных часов в соответствии с логикой формирования исследовательских и научных компетенций в системе высшего образования:
I. Я и большая наука: от общих представлений к цивилизационному счастью (Первый курс, первый семестр);
II. Базовые тенденции развития науки как фундаментальной сферы деятельности человека (Первый курс, второй семестр);
III. Формирование системы слежения за мировыми и отечественными тенденциями конкретной предметной области и проблемы методического обеспечения решения творческих задач в современном мире (Второй курс, первый семестр);
IV. Особенности решения творческих задач в конкретной предметной области в быстроизменяющихся условиях научных достижений (Второй курс, второй семестр);
V. Фиксация результатов интеллектуального труда: от единичных поисков шедевров к праксиологическому анализу групповых достижений (Третий курс, первый семестр);
VI. Индивидуальные и групповые научные коммуникации в конкретной предметной области в условиях сетевого общества и становления цивилизации знания и риска (Третий курс, второй семестр);
VII. Проектное образование и определение рисков применительно к конкретным разработкам в системе профессионального образования (Четвёртый курс, первый семестр).